Уголовная и административная ответственность за уничтожение объектов культурного наследия народов России
24 августа 2013 года вступил в силу Закон N 245-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в частности, была усилена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, а также установлена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение таких объектов в результате нарушения требований их сохранения или использования.
После вступления в силу Закона N 245-ФЗ терминология ст. 243 УК РФ “уничтожение или повреждение памятников истории и культуры” как это звучало в старой редакции была приведена в соответствие с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (далее – Закон N 73-ФЗ). Теперь в данной статье предусматривается ответственность, в частности, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, включенных в единый государственный реестр таких объектов, а также выявленных объектов культурного наследия. Уточнение формулировки имеет значение для возбуждения уголовных дел по ст. 243 УК РФ при наличии признаков уничтожения или повреждения выявленных объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона N 73-ФЗ считаются выявленными со дня поступления в Минкультуры России или в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, необходимых документов. Соответственно, выявленный объект еще не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Реестр).
Предыдущая редакция ст. 243 УК РФ не позволяла привлекать к ответственности за уничтожение выявленных объектов культурного наследия, поскольку одним из обязательных требований к памятникам истории и культуры было требование об особом правовом статусе таких объектов (они должны быть зарегистрированы и включены в специальный перечень объектов исторического и культурного значения).
Среди новых объектов, выступающих в качестве квалифицирующих признаков рассматриваемого преступления, особое внимание стоит обратить на выявленные объекты археологического наследия, поскольку они могут быть обнаружены любыми участниками хозяйственной деятельности в рамках осуществления работ по строительству или реконструкции объектов недвижимости.
В отличие от других объектов культурного наследия, объект археологического наследия считается выявленным со дня обнаружения (п. 6 ст. 18 Закона № 73-ФЗ). Исполнители земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ обязаны немедленно
приостановить работы в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, и уведомить об обнаруженном объекте региональный орган исполнительной власти, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (п. 1 ст. 37 Закона № 73-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с новой редакцией ч. 2 ст. 243 УК РФ исполнитель работ может быть привлечен к уголовной ответственности за уничтожение или повреждение объекта археологического наследия, если не исполнит обязанность по приостановлению работ.
Закон № 245-ФЗ дополнил УК РФ ст. 243.1, в которой установлена уголовная ответственность за нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия, включенных в Реестр, либо выявленных объектов культурного наследия. Преступлением считается такое нарушение, которое по неосторожности повлекло уничтожение или повреждение объектов культурного наследия в крупном размере. Повреждение в крупном размере означает, что стоимость восстановительных работ для объекта культурного наследия или стоимость мероприятий для сохранения объекта археологического наследия превышает 500 тыс. руб.
Статьей 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации вплоть до наложения административного штрафа в размере до 20 млн. руб.
Кроме того, ст. 7.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения, вплоть до наложения административного штрафа в размере до 60 млн. руб.
Важно отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от уголовной ответственности за указанное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за это правонарушение юридическое лицо. Соответственно, поскольку в ст.ст. 243 и 243.1 УК РФ не исключена возможность привлечения к административной ответственности, а в ст.ст. 7.13 и 7.14.1 КоАП РФ не исключена возможность привлечения к уголовной ответственности, то за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия возможно, как привлечение юридических лиц к административной ответственности, так и ответственных должностных лиц – к уголовной.
Старший помощник прокурора
Верхнекамского района
младший советник юстиции Н.М. Назаров